vak: (Default)
[personal profile] vak
Знакомый прислал PDF: Ершов В.И. "Английский язык: допрос военнопленных (перебежчиков) и опрос местных жителей". Современное издание, 2016 года. Похоже, страна активно готовится к большой войне.



Лекция

Значение допроса

Обязанности военного переводчика, требования к нему
(Введение)


Допрос пленных и перебежчиков является одним из важнейших источников добывания разведсведений. На основании показаний пленных (при умелом ведении допроса и тщательном изучении изъятых у них документов и материалов) можно судить о силе, составе, группировке, боеспособности, нумерации частей, наличии и расположении ядерных средств, появления новых видов оружия и т.п. Все эти данные помогают произвести правильную оценку противника и принять наиболее целесообразное решение. Для оказания помощи офицерам-разведчикам в допросе пленных и переводе документов противника в полку и дивизии имеется штатный военный переводчик. Военный переводчик подчиняется непосредственно начальнику разведки.

Основными обязанностями военного переводчика являются:
  • участвовать в допросе пленных, перебежчиков и подозрительных лиц, задержанных в районе расположения или действий части и говорящих на иностранном языке, известном военному переводчику, и принимать участие в опросе местных жителей;
  • когда требует обстановка, вести допрос самостоятельно;
  • вести протокол допроса и учет пленных;
  • вести учет трофейных документов: после беглого просмотра всех захваченных и собранных на поле боя документов (солдатских книжек убитых, приказов, распоряжений, карт, газет и т.п.) и записи нужных сведений немедленно направлять документы в штаб дивизии, если требуется переводить или реферировать документы;
  • с разрешения начальника разведки направить протокол допроса лиц вместе с изъятыми у них документами (на которые должна быть составлена опись) начальнику разведки дивизии в установленные сроки;
  • докладывать начальнику разведки новые сведения о противнике, поступившие в его отсутствие;
  • вести свою рабочую карту.
Кроме выполнения своих обязанностей, переводчик помогает
начальнику разведки в сборе, получении и обработке разведывательных сведений о противнике и в передаче информации командирам подразделений и выполняет поручения начальника разведки полка.

Военный переводчик для успешного выполнения своих обязанностей должен:
  • хорошо владеть общелитературным и разговорным языком противника;
  • изучать и знать особенности данного иностранного языка, особенности диалектов;
  • хорошо знать военную терминологию противника, сокращения, топографические и тактические условные знаки, принятые формы документов, понимать военный слэнг;
  • хорошо знать организацию, вооружение и тактику армий потенциального противника и Российской Армии;
  • знать историю, географию, политический строй, экономику, обычаи страны противника;
  • быть наблюдательным и внимательным; уметь вести допрос самостоятельно и подчинять своей воле самого сильного и упорного противника;
  • уметь отбирать наиболее важные документы, реферировать и переводить их;
  • уметь определять звание, род войск и другие данные о пленных по знакам различия;
  • постоянно изучать и знать обстановку перед фронтом обороны (наступления) полка и основные задачи по разведке.
1. Порядок проведения допроса

Место для допроса следует выбирать с таким расчетом, чтобы пленный по пути на допрос и после него не видел признаков, характеризующих наличие штаба (линии связи, стоянок автомашин, значительное количество офицеров), и районов расположения наших войск (особенно ракет, артиллерии, танков). Пленный не должен также знать или догадываться, в какой инстанции его допрашивают. При допросе должны быть приняты все меры по предотвращению побега пленного. Для этого, если допрос проводится в изолированном помещении, снаружи у входа выставляется охрана (если необходимо, охрана выставляется снаружи и у окон); если допрос проводится в полевых условиях, то охрана выставляется в пределах видимости на таком удалении, при котором для охраняющего исключается возможность слышать ход допроса. Помещение для допроса должно содержаться в образцовой чистоте и порядке, что оказывает на пленных дисциплинирующее воздействие и содействует их подчинению воле допрашивающего. Для уборки этого помещения привлекаются сами пленные. В помещении для допроса не должно быть ничего лишнего. Лучше всего для этой цели использовать комнату, в которой имеется лишь стол и стулья для допрашивающего и переводчика. В тех случаях, если пленный умеет читать карту, полезно положить карту района (желательно трофейную) без каких-либо пометок, она должна лежать или висеть так, чтобы пленный мог указывать на ней необходимые пункты, не приближаясь к столу допрашивающего. В помещении не должно быть никаких предметов, которыми пленный мог бы нанести удар допрашивающему. Помещение для допроса должно быть хорошо освещено. Свет должен падать на лицо пленного, а не на допрашивающего; это дает возможность следить за выражением лица во время допроса. Допрашивающий должен иметь при себе исправное и заряженное огнестрельное оружие, но не следует класть его перед собой на стол: слабовольный и напуганный пленный начнет путать и лгать, пытаясь избежать «неминуемой расправы», волевой человек, предполагая близкую смерть, либо совсем замкнется в себе, либо, воспользовавшись удобным моментом, попытается завладеть оружием для самоубийства или убийства допрашивающего.

На допросе должны присутствовать только допрашивающий и переводчик. Присутствие других лиц отвлекает внимание пленного и может нарушить намеченный ход допроса. Ведущие допрос должны постоянно пояснять, что они являются представителями Российской Армии и своим внешним видом, подтянутостью, строгим, но корректным поведением должны внушать пленному уважение. Допрашивающий должен сохранять хладнокровие и создать на допросе строгую, спокойную, деловую обстановку. Обмен замечаниями между лицами, участвующими в допросе пленного, недопустим. Во-первых, пленный может неправильно истолковать жест или интонацию говорящего не незнакомом ему языке, что может привести к резким изменениям поведения пленного во время допроса (испуг, ощущение обреченности и т.п.). Во-вторых, среди военнопленных могут попадаться лица, жившие в России или просто знающие русский язык.

Как правило, во время допроса допрашивающий или военный переводчик ведут черновик протокола допроса, т.к. запомнить все сообщаемые пленным сведения трудно. Однако в ряде случаев в интересах допроса не следует вести записи данных при пленном (некоторых пленных это пугает, и они начинают скрывать известные им сведения). В этих случаях следует воспользоваться скрытым микрофоном (запись показаний проводится лицами в другом помещении или показания записываются на пленку); в крайнем случае, данные могут быть записаны допрашивающим после окончания допроса. Хотя пленный уже обыскивался в подразделении, захватившем его, пленного следует обыскивать перед каждым допросом. Лучше всего сделать это следующим образом: приказать пленному вынуть все из карманов и потайных мест; после этого провести контрольный обыск (это делает конвоир, а не допрашивающий или переводчик). Если пленный что-либо утаил, надо внимательно исследовать, что именно и в каких целях. Если пленный пытается сохранить какие-либо записи или документы, их следует немедленно изъять и тщательно изучить. Попытка скрыть деньги, личные письма, фотографии, амулеты, принадлежности религиозного культа дает возможность представления об особенностях характера пленного (религиозность, сентиментальность и т.д.) и использовать их при допросе. Кроме того, обыск перед каждым допросом вызывается требованиями элементарной безопасности: пленные по пути конвоирования могут подобрать оружие, боеприпасы, гранаты.

Пленный дает свои показания стоя, соблюдая требования воинской дисциплины, принятые в его армии. Это касается также перебежчиков и дезертиров, которые зачастую пытаются вести себя непринужденно и хотят чувствовать себя на равной ноге с допрашивающим. Попустительство в этом вопросе ведет к нежелательным последствиям. Иногда, если пленный дает показания охотно, их правдивость не вызывает сомнения, ему может быть разрешено сесть. Если же пленный держится вызывающе или отказывается отвечать, следует поставить его по стойке «смирно».

Офицерам высших степеней и пленным, раненным в челюсть и грудь, может быть разрешено давать показания в письменном виде.

Если военнопленный ранен, то перед допросом ему должна быть оказана медицинская помощь. Оказание медицинской помощи не должно использоваться для шантажирования пленного. Кроме того, пленный охотнее дает показания после оказания медицинской помощи из чувства благодарности. Легко раненные пленные допрашиваются так же, как и здоровые. В некоторых случаях (ранения в ногу, слабость после ранения) им может быть разрешено давать показания сидя.

Допрос тяжело раненного может проводиться в госпитальных условиях. При допросе не должно быть посторонних, но при необходимости, если тематика допроса не является абсолютной тайной, может присутствовать медперсонал.

Большинство тяжело раненных пленных обычно считают, что близость смерти освобождает их от «моральной ответственности» за дачу показаний противнику; однако следует помнить, что из-за тяжелого состояния пленный может невольно сгущать краски. Хорошие результаты дает возвращение пленному фотографий родных и личной переписки, т.к. напоминание о семье и родных очень сильно действует на людей, находящихся на грани жизни и смерти. При допросе тяжело раненного допрашивающий должен быть настороже, чтобы не принять за показания бред пленного.

Как правило, в полку допрос ведет начальник разведки или начальник штаба. Для допроса по специальным вопросам могут привлекаться специалисты соответствующего рода войск. В некоторых случаях (в ходе боя, в случае занятости начальника разведки и т. д.) допрос может быть поручен военному переводчику при условии, что он обладает необходимым опытом.

Различают два основных вида допроса: первичный и полный. Первичный допрос производится в полку и дивизии и имеет целью получение данных в интересах выполнения задачи полком (дивизией). Первичный допрос должен быть кратким, без детализации, не представляющей интерес для полка. Особое внимание должно быть обращено на выявление расположения огневых точек, районов обороны, инженерных сооружений. Поэтому в полку допрос может проводиться на месте. Полный допрос производится в вышестоящих инстанциях.

Порядок постановки вопросов зависит от опыта допрашивающего, методики допросов и личности пленного. В этом и состоит искусство допроса.

Вопросы должны ставиться ясно и четко. Однако, при допросе пленного, не желающего прямо отвечать на вопросы, следует усложнить вопрос или задать его в отвлеченной форме: в этих случаях чаще следует прибегать к вопросу «почему?», а не «где?» и «сколько?». Например, вместо вопроса: «Приданы ли вашему батальону танки?» можно спросить: «Почему вашему батальону командир полка придал меньше танков, чем другому батальону?»

В ходе допроса необходимо постоянно сопоставлять показания пленного с уже имеющимися данными о противнике. Однако нельзя строить вопрос таким образом, чтобы пленному заранее подсказывался ответ (например, «В состав вашего полка входят три батальона?»; за исключением тех случаев, когда нужно проверить правильность показания пленного. При такой постановке вопросов пленный может, подтверждая вопрос допрашивающего, показать то, что от него требуется, а не фактические данные. Ни при каких обстоятельствах пленный не должен догадываться, какие вопросы особенно интересуют допрашивающего.

Следует разграничивать данные о том, что пленный видел лично, и о том, что слышал. В последнем случае немаловажную роль играет и то, от кого он слышал эти данные. Какие бы ценные сведения ни сообщал пленный, допрашивающий не должен показывать, что они особенно интересуют его. Особенно осторожно нужно подходить к выяснению вопроса о ракетно-ядерных средствах и новых видах вооружения, т.к., естественно, пленные боятся ответственности за разглашение секретных сведений.

Условно всех пленных можно разбить на три категории:
  1. пленные, которые говорят правду (хотя, могут сообщать не все, что им известно);
  2. пленные, дающие ложные сведения;
  3. пленные, которые отказываются давать показания.
Допрос первой категории пленных не представляет особых трудностей. Допрашивающий только должен время от времени контролировать правдивость их ответов постановкой вопросов, ответы на которые уже известны из других источников.

Допрос второй категории пленных сложнее. При допросе таких пленных допрашивающий должен сломить их сопротивление, уличить в даче ложных показаний и заставить говорить правду. Для этой цели можно использовать, в частности, очную ставку с другими пленными и предупредить пленного, что его будут считать не военнопленным, а противником, продолжающим сопротивление, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Наиболее распространенные причины, побуждающие пленного к дезинформации, следующие:
  1. Политические соображения, когда пленный (чаще всего офицер) продолжает оказывать моральное сопротивление и, сообщая ложные сведения, стремится нанести вред нашим войскам;
  2. «Личные соображения», когда пленный пытается сообщением большого количества сведений (в основном придуманных на месте) сохранить свою жизнь, якобы находящуюся в опасности;
  3. Специальные соображения, когда пленный заслан органами разведки с целью дезинформации чаще всего, под видом перебежчика. Разоблачение последней категории дезинформаторов представляет особую трудность и требует от допрашивающего наблюдательности, настойчивости и изобретательности.
При допросе третьей категории пленных сложность представляет начальный этап -заставить пленного вообще говорить. Форсированные способы допроса, применяемые широко во многих иностранных армиях, особенно в армиях государств тоталитарного типа, в Российской Армии категорически запрещены. При допросе этой категории пленных следует использовать их индивидуальные особенности: самолюбие, слабость убеждений, религиозность, нормы христианской морали, трусость, любовь к семье и т.д. Конечно, этот процесс обработки пленного может быть весьма длительным. Поэтому, в полку часто приходится просто отказываться от допроса такого пленного за недостатком времени и отсылать его в вышестоящий штаб. После того, как удалось заставить пленного говорить, методика допроса не отличается от предыдущих категорий.

Особо следует сказать о допросе перебежчиков. В этой категории, наряду с лицами, совершившими переход через линию фронта по политическим и личным соображениям и обыкновенными дезертирами, чаще всего встречается агентура противника. Кроме того, за перебежчиков могут выдавать себя пленные, бежавшие из нашего плена. Поэтому, допрос перебежчиков требует исключительной внимательности, осторожности и постоянной перепроверки данных.

2. Опрос местных жителей

Опрос местных жителей может дать ценные сведения о противнике, тем более, что наша армия с присущим ей гуманным отношением к мирному населению, может рассчитывать на более лояльное отношение гражданского населения.

Естественно, что полнота и точность данных, полученных от местного жителя, зависит от его политических взглядов, общественного положения, наблюдательности, отношения к нашей стране и армии, общеобразовательного уровня. Местному жителю как свидетелю, а не участнику военных действий известно о противнике гораздо меньше, чем военнопленному. Однако опросом местных жителей можно установить:
  • местонахождение войск противника в каком-то районе, род войск и примерную численность;
  • время появления и ухода подразделений противника и направление их движения;
  • места расположения штабов (по обилию офицеров крупных чинов);
  • места устройства оборонительных сооружений и заграждений;
  • местонахождение и примерное количество танков, ракетных установок, артиллерии, БТР и др. боевой техники;
  • эмблемы частей и соединений на боевой технике и форме одежды;
  • моральное состояние противника, его поведение и отношение к местному населению;
  • характер местности в районе боевых действий;
  • наличие оставленных в нашем тылу диверсантов.
Следует учитывать, что местные жители могут невольно давать ложные сведения из-за некомпетентности в военных вопросах и, как правило, преувеличивают численность и количество боевой техники.

Date: 2020-07-25 01:03 (UTC)
juan_gandhi: (Default)
From: [personal profile] juan_gandhi
"Условно всех пленных можно разбить на три категории" - о боже мой... философы.

Date: 2020-07-25 01:45 (UTC)
fizzik: (Default)
From: [personal profile] fizzik
Значит, в МГИМО учат нарушать Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными.

"и предупредить пленного, что его будут считать не военнопленным, а противником, продолжающим сопротивление, со всеми вытекающими отсюда последствиями" - это явное нарушение статьи 17 Конвенции. В этой статье сказано, что военнопленный обязан при допросе сообщить только свои фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер, а угрожать чем-либо пленному для получения каких-либо сведений - запрещается.

"Хорошие результаты дает возвращение пленному фотографий родных и личной переписки" - статья 18 Конвенции запрещает изымать такие вещи у пленных.
Edited Date: 2020-07-25 01:45 (UTC)

Date: 2020-07-25 03:36 (UTC)
tiresome_cat: (SmilingCat_2)
From: [personal profile] tiresome_cat
"когда требует обстановка, вести допрос самостоятельно;"

И пытки чтоб умел :)

Date: 2020-07-25 10:35 (UTC)
From: [personal profile] ex0_planet
Ой, да не будет никто воевать, у них ТАМ все активы. И семьи.

Эта методичка, в самом экстремальном случае, на случай локальной заварухи в какой-нибудь ближневосточной стране если, скажем, американского военного инструктора посчастливится поймать.

Date: 2020-07-25 18:28 (UTC)
From: [personal profile] ex0_planet
Причём, настолько гибридную, что Америка её скорее всего не заметит. Это всё для внутреннего потребления: патриотические речёвки и тд, вату окучивать.

Date: 2020-07-25 18:18 (UTC)
From: [personal profile] dijifi
Методичке наверняка уже полвека стукнуло, а новая редакция заключалась в замене советский на русский :)

Date: 2020-07-25 19:44 (UTC)
vit_r: default (Default)
From: [personal profile] vit_r
Не факт, может и компиляция.

Если в России по альтернативной истории докторские выдают, то в МГИМО могут и к допросам на клингонском готовить. Это всё давно оторвалось от реальности.

Date: 2020-08-07 01:32 (UTC)
volchara: (Default)
From: [personal profile] volchara
2. Опрос местных жителей

Собираются воевать на территории противника?

Мы войны не хотим, но себя защитим,
Оборону крепим мы недаром,
И на вражьей земле мы врага разгромим
Малой кровью, могучим ударом!

А как же!

Date: 2020-08-07 02:37 (UTC)
volchara: (Default)
From: [personal profile] volchara
Ах да, действительно, в Африке же английский родной. Совсем забыл