Известный математик Александр Шень пишет открытое письмо оппоненту-рашисту.
Открытое письмо «патриотическому» другу(c)
25 февраля 2022 г.
Мы много обсуждали и спорили (в переписке и в соцсетях) с моим старинным другом и коллегой, Лёшей Савватеевым, и я подумал, что некоторые соображения, которые я хотел ему написать в ответ на его письма и заметки, носят более общий характер, так что решил написать публично. Вот этот текст.
∗∗∗
Лёша, я хочу написать тебе свои соображения в жанре «карты на стол», в том смысле, что я постараюсь заранее по максимуму согласиться с твоими возможными аргументами в тех случаях, где мне не очевидна ситуация, и рассуждать максимально прагматично и цинично, избегая всякой морали. Но в ответ я рассчитываю, что и ты не будешь приводить доводов, которые тебя самого на самом деле не убеждают, — потому только, что на кого-то они могли бы подействовать. Ты часто любишь рассуждать в жанре «нам надо действовать так-то», как если бы у тебя была какая-то власть определять действия, поэтому и я, просто для удобства изложения, буду обращаться к тебе, как если бы ты действительно мог что-то решить.
Сегодня 25 февраля, идёт второй день наступления российской армии, и по крайней мере по заявлениям российских властей, это наступление успешно (они вроде даже говорят, что потерь нет (!) и что Киев и Чернигов окружены). Допустим, это так, и что киевскую армию удастся уничтожить или заставить сдаться — скажем, когда в заблокированном Киеве будет нечего есть и люди просто оттуда уйдут. Военная помощь других стран в сколько-нибудь заметном масштабе после этого станет невозможной. Но что дальше? Допустим, какие-то нынешние лидеры будут убиты или посажены, как Имре Надь или предвоенные лидеры Прибалтики, или запуганы, или будет привезён или найден на месте какой-то Куусинен, или Гомулка, или Кадар, или Петэн, или Квислинг — и что дальше? Ну можно организовать «выборы» под контролем ГБ, как в странах «народной демократии» после войны или как в России теперь, но минимального правдоподобия уже не получится при нынешней свободе информации. Прямое оккупационное правление? Будете устраивать этнические чистки и завоз кого-то (откуда? кого?), как в послевоенном Крыму, или пытаться русифицировать, как Валуев, более или менее никого не изгоняя? Будете стараться устроить «витрину », как в ГДР или даже той же Прибалтике, делая уровень жизни выше среднероссийского, или наоборот, как немецкие гауляйтеры оккупированных территорий?
Как ты себе представляешь пропаганду? «Так слона не продашь» — никакой версии, кроме очевидной, что российские власти, угрожая военной операцией и применением ядерного оружия в случае помощи Запада, и выполнив первую угрозу, восстановили контроль над Украиной, тут не изобретёшь. Изобразить это как «освободительный поход» явно не удастся ни для украинской, ни для российской, ни тем более для западной аудитории. После того как Байден изложил планы и схемы, а российские власти всё отрицали на голубом глазу, а потом так и сделали, как он говорил — что ты после этого скажешь? При этом часть плана, касающаяся генерации фейков для оправдания, была явно провалена: ролики были настолько неубедительные, что даже сепаратисты смеялись постановке «взрывов с беспилотника», в качестве украинской бронемашины была выбрана модель, которая на вооружении только в России, разрушенный сарай оказался на границе с сепаратистскими районами, а даты роликов с объявлениями об эвакуации поменять забыли. Сейчас сообщают об успехах российской армии, состоящей в том, что завершена блокада Чернигова, Сум и Конотопа (сама терминология какова!) — а в Киеве люди сидят в метро как в бомбоубежище, ровно так, как рассказывала моя мама про Москву 1941 года (1497227286088753156), меня поразило это сходство — правда, как она говорит, тогда собаку бы никто не пустил).
Или разрушения в Киеве (rescue-workers-under-the-bombs-searchcontinues-for-possible-victims-in-the-destroyed-building-in-kiev/) — можно ещё это как-то пытаться «продать» как месть киевлянам за разрушения в Донбассе, но как вынужденную операцию по спасению жителей в Донбассе от фашистского геноцида — ну никак, тем более что последние месяцы там было более или менее спокойно, а постановки провалились. И на какое отношение после этого можно рассчитывать в Киеве? Посмотри ролик, в котором «русский военный корабль» предлагает сдаться небольшой и практически безоружной группе украинских пограничников на Змеином острове — который ну просто физически дальше от Донбасса быть не может, он на границе с Румынией (youtube.com/watch?v=LDrFVdms8yk): «Я — русский военный корабль. Повторяю. Предлагаю сложить оружие. Сдаться. Иначе по вам будет нанесён удар. Как поняли меня? Приём. — Русский военный корабль, иди на⟨…⟩.». Если пытаться как-то наложить это на наше (советское или общемировое) литературное восприятие героической борьбы с фашизмом, то как пройдёт это наложение? Кто с какой стороны окажется? (Спорят, были ли пограничники убиты, или кто-то — дай Бог! — выжил, попав в плен, я не могу сказать точно, но этого диалога уже достаточно.) По российскому телевизору показали «совет безопасности» с Путиным в одном конце большого зала и с путающимся Нарышкиным в другом (youtube.com/watch?v=qUMRFzdHDhk) — и все видели выступления Зеленского и других украинских деятелей. Как ты после этого будешь объяснять, что в Москве нормальное правительство, а в Киеве хунта? Много шансов?
Посмотри, сколько разных учёных (среди которых несколько выдающихся) подписало письмо против нападения на Украину — и практически никто сколько-нибудь известный не выступил на защиту. Ну да, можно взять заложников, напугать, люди не герои, и, боюсь, большинство из подписавших можно заставить унизительно отказываться от подписи, как в своё время делали с Марковым, Курошем и другими подписантами письма «99» — но ты понимаешь, как они будут к тебе после этого относиться. В советское время, как и при нацизме в Германии, людей удавалось запугать. Ну можно устроить, чтобы какой-нибудь российский Бибербах организовал травлю Вершика за его подпись — так, что ли? Но ведь и при советском режиме, и при нацизме, помимо просто страха, основанного на массовом терроре, была какая-то идеология. В СССР это был интернационал-социализм (вначале), в Германии — с самого начала национал-социализм, при этом были действительно фанатики, которые в это верили. И в СССР были десятилетия террора («Ну а страх говорить с иностранцем? — С иностранцем-то что, а с женой?», как у Евтушенко в тексте к 13 симфонии Шостаковича), прежде чем выросло поколение искренних дураков, которые рыдали при смерти Сталина. Для этого нужна ещё информационная изоляция и закрытие границ, чтобы люди не бежали от этого. С интернационал-социализмом как-то уже явно плохо пойдёт после советского опыта, всё-таки всерьёз эти «материализмы и эмпириокритицизмы » не продашь. С национал-социализмом продажа идей «русского фашизма» в смысле Ильина, тем более под шизофренической торговой маркой «антифашизма » и с извинениями перед Кадыровым как-то тоже сомнительна. Апелляции к патриотизму и к русской истории? Среди подписавшихся против нападения на Украину, скажем, Алексей Гиппиус и Фёдор Успенский — что, ты позовёшь какого-нибудь Мединского с его степенью «доктора исторических наук», чтобы он с ними убедительно спорил о истории русского народа? Ну-ну.
Помимо советского и нацистского опыта, можно ориентироваться на «китайский путь», но он всё-таки основан на быстром росте благосостояния с очень низкого уровня. Представим себе, что ты закрыл границы — и занимаешься «импортозамещением » в условиях эмбарго. Можно, угрожая ядерным оружием и привлекая дешёвыми энергоносителями и индивидуальными деньгами (от Коминтера до Шрёдера с Фийоном) как-то обходить санкции, получать валюту, привозить микросхемы через подставных лиц или покупая их в Китае. И искать «лидеров индустрии» по советскому манеру, требуя «экономического роста по пятилетнему плану, утверждённому в ЦК» и «освоения передовых технологий», угрожая расстрелом и не выпуская. И что, будет быстрый экономический или технологический рост? Скажем, компьютеры — ну будет чего-то такое на китайских процессорах или на Байкалах, сделанных на китайских фабриках, с какой-то российской версией линукса, в которой много чего не идёт без напильника — и всё это в жанре советских шарашек или постшарашечных НИИ. При этом можно себе представить размеры этого напильника, если интернет будет через первый отдел. (Советское импортозамещение очень колоритно описывают — прочти хоть это 1, 2) я не поручусь за все детали, но общая советская атмосфера там передана хорошо.) Про соревнование Space X и Илона Маска с Роскосмосом и Рогозиным говорить нечего — а, в общем-то, на большом масштабе времени, не за одно или два десятилетия, но в принципе возможность поднимать на орбиту тяжёлые устройства рано или поздно позволит уничтожать баллистические ракеты, и все вздохнут с облегчением. Так что даже и с советско-военной точки зрения гонка вооружений проиграна вдрызг. Или спутниковый интернет — можно сажать за найденную станцию, при каком-то уровне доносов это будет работать, но разницы в технологическом уровне не отменит.
Остаётся возможность просто шантажировать ядерным оружием — даже взрыв и на своей территории может уничтожить человечество. А также возможность большого государства, действующего в режиме мафиозной группировки, угрожать существенными неприятностями (ср. Литвиненко, Скрипаль и т.п. — или в более глобальном масштабе, скажем, можно засорить космос мусором и сделать невозможным спутники, не говоря уже о пилотируемых полётах) и чего-то такими угрозами добиваться. В своё время было много фантастических антиутопий, где какая-то преступная группировка получала в своё распоряжение супер-оружие, и если бы тот же Гитлер-таки сделал свою «вундервафлю» (что, в общем-то, при другой раскладке по части физики и другом тайминге не так невероятно), то эта антиутопия могла бы реализоваться лет на 70 минимум, как и советская. Но как это «продать» как позитивный сценарий хоть кому-нибудь? Рассуждать о православии и духовности — но можешь ли ты назвать хоть кого-то из российских высокопоставленных лиц, кому не надо было бы много лет проходить начальные курсы актёрского мастерства, прежде чем он сумеет убедительно изображать бескорыстную веру? Можно, как это многие делают, объяснять, что там на западе одни извращения, а у нас другое дело: всех <........> в тюрьме опускают и насилуют шваброй. Но как-то это тоже под лозунгами высокой нравственности не особо продашь. Растить национальную гордость в том духе, что «российская преступная группировка — самая крутая в мире, а я её верный слуга»? Тоже не выглядит перспективно и/или привлекательно.
А что ещё?

no subject
Date: 2022-02-26 13:08 (UTC)