vak: (Улыбка)
[personal profile] vak
Обнаружилась косвенная информация о скорости работы микро-БЭСМ. В комментариях к тестам таймера реального времени есть строчка:
;СИГНАЛ CLOCK, ПО КОТОРОМУ ДЕЛАЕТСЯ ЗАПИСЬ, ПРИХОДИТ 1 РАЗ В 10 MKS = 20 МК
То есть синхросигнал микросхемы к580ви53 был 100кГц, что соответствовало 20 микрокомандам. Отсюда следует, что процессор микро-БЭСМ работал на частоте 2МГц. Для сравнения: штатная частота процессора БЭСМ-6 равнялась 10МГц. Хотя, по рассказам очевидцев, на большинстве ВЦ её занижали для устойчивости до 9МГц и меньше.

Из статьи А.П.Сапожникова: "Что же касается быстродействия, то оно было около 100000 команд/сек. У БЭСМ-6, если помните, было 900000. Так что, учитывая микропрограммный принцип управления, результат получился неплохой."

Выходит, что микро-БЭСМ на частоте 2МГц была в 9 раз медленнее, чем БЭСМ-6 на частоте 9МГц. Если удастся на FPGA разогнать хотя бы до 40МГц, получим машину в два раза быстрее оригинала, да еще и 64-битную.

Date: 2016-11-07 23:47 (UTC)
From: [identity profile] spamsink.livejournal.com
для устойчивости до 9МГц и меньше

Для устойчивости при комфортной для всех операторов температуре, насколько я понимаю. Требуемая температура для работы на 10 МГц была 18°C.

Date: 2016-11-08 01:04 (UTC)
From: [identity profile] b0p0h0k.livejournal.com
Вот ведь, блин, не пришло мне это в голову в своё время.
Когда я считал диплом во ВНИИЭТО, иногда приходилось отключаться из-за недостаточности охлаждения (забитый фильтр артезианской скважины).
А всего-то надо было частоту понизить.

Date: 2016-11-08 01:18 (UTC)
From: [identity profile] spamsink.livejournal.com
Они там что, воздух охлаждали водой из скважины?

Date: 2016-11-08 02:10 (UTC)
From: [identity profile] b0p0h0k.livejournal.com
Да, во ВНИИЭТО было именно так, но при устройстве скважины была допущена какая-то оплошность, в результате которой фильтр, находившийся на глубине 50м оказался частично засорён.
В итоге расход оказался сильно ниже расчётного и машину на лето выключали.
Я приходил тайком на ночь глядя, когда все разошлись, да и входящий воздух холоднее, а уезжал с первыми троллейбусами.

Date: 2016-11-08 02:12 (UTC)
From: [identity profile] spamsink.livejournal.com
А как же барабаны?

Date: 2016-11-08 02:43 (UTC)
From: [identity profile] b0p0h0k.livejournal.com
Барабаны тоже сам включал. Они не так уж и долго раскручивались.

Date: 2016-11-08 03:43 (UTC)
From: [identity profile] b0p0h0k.livejournal.com
Да, года два машина была практически в моём полном распоряжении.

Date: 2016-11-07 23:55 (UTC)
From: [identity profile] spamsink.livejournal.com
Так что, учитывая микропрограммный принцип управления, результат получился неплохой

Расходы на микропрограммность по сравнению с использованной в БЭСМ-6 схемой управления, думаю, были невелики. Итого, предполагаю, что в БЭСМ-6 коэффициент совмещения команд в реальной жизни был около двух.